Жизнь на кон - поклонники азарта в литературе

> Экономика > 30.05.2018
Жизнь на кон - поклонники азарта в литературе

Многие литературные герои Пушкина, Лермонтова, Гофмана, Достоевского, других писателей отличались склонностью к риску. Но не всегда очевидно, что побуждало их совершать опрометчивые, а часто просто безрассудные действия. Несмотря на то, что эта тема уже освящалась ранее в блогах, чтобы разобраться в вопросе, стоит глубже изучить судьбы героев после столкновения с азартными играми.

Везунчики под несчастливой звездой

Одним из литературных первопроходцев в азартной тематике стал Гофман, который опубликовал в 1819-м новеллу под названием «Счастье игрока». Героями произведения стали картежники разных возрастов – удивительно везучие за игровым столом люди. Вот только удача в картах принесла им лишь несчастья и разочарования. Из-за своего азартного пристрастия они теряли не только капитал, но и близких людей. Жаль, в то время не было системы бонусов, столько смертей можно было избежать. Ладно, не отвлекаемся…

Имена героев – Вертуа, Зигфрид и Менар. Все они страстные любители «штосса» («фараона»). Игра отличается удивительной простотой, но эта же характеристика часто делает ее фатальной для участников. Правила предельно простые: один партнер (банкомет) держит и мечет банк, а второй (понтировщик) вытаскивает карту из собственных колод и совершает ставку (куш). Раскладка колод первым участником выполняется в две стороны – левую и правую. Победа понтировщику достается в том случае, если карта попадает в правую стопку. В противном случае выигравшим признается банкомет. Элементарные правила «фараона» привели к тому, что игра приобрела бешеную популярность. В результате люди, принадлежавшие к дворянскому сословию в разных странах, стали проигрывать целые состояния.

Подобные истории и вдохновили Гофмана на создание соответствующей новеллы. При этом не стоит забывать, что самого писателя карточные игры не интересовали вовсе.

Карты, деньги и сумасшествие

Если германоязычному сказочнику азартные развлечения были безразличны, то Пушкин, напротив, питал к ним слабость. Можно смело утверждать, что пристрастие Германна было ему всецело понятно. Сюжетной основой «Пиковой дамы» стала реальная история, приключившаяся с князем Голицыным. Этот уважаемый господин спустил в карты феноменальную по тем временам сумму. Но он смог все вернуть, сделав ставку на 3 определенные карты, что было подсказано аристократу бабкой. Пожилая особа, Наталья Голицына, одно время проживала во Франции, где свела знакомство с графом Сен-Жерменом. Тот много путешествовал, считался алхимиком и авантюристом. Этот необычный даже по меркам 18 века иностранец и сообщил любознательной даме секрет трех карт.

Не совсем ясно, включала ли та самая комбинация тройку, семерку и туз. Легенда сообщает, что так все и было на самом деле, вот только известный поэт и заядлый картежник, Александр Пушкин, вряд ли бы стал раскрывать секрет друга. К слову, высокое общество в «Пиковой даме» коротало время, играя в тот самый «штосс», что и герои Гофмана.

Трагедия, разыгравшаяся за карточным столом

В драматическом произведении Лермонтова «Маскарад» карты, на первый взгляд, играют второстепенную роль. Здесь Звездичу удается спастись от тотального и унизительного проигрыша благодаря Арбенину. Герои вместе покидают сборище сомнительных личностей и отправляются на маскарад. Там уже находится Нина, супруга Арбенина. В процессе Звездич заводит знакомство с таинственной маской, начинающей с ним заигрывать. Мужчинам кажется, что флиртующей девушкой была Нина. В итоге Арбенин в порыве страсти решается на убийство невиновной девушки.

В произведении Лермонтов использует карточный стол в качестве метафоры общества, которое окружает семейство Арбениных. Писатель намекает на его беспринципность и жестокость – качества, которыми в полной мере обладают и игроки в «фараон». Ведь в картах прощение долгов и уступки проигравших – это дурной тон.

«Игрок», вернувший долги

Одноименный роман стал для Достоевского глубоко личным. Перед его написанием Федор Михайлович проиграл крупную сумму в рулетку. Чтобы погасить долг, он обязался за 26 дней подготовить полноценный роман и в результате сдержал обещание. Если бы это не удалось, права на все предыдущие и последующие произведения Достоевского перешли бы к издателю. Работая над «Игроком», писатель воспользовался услугами стенографистки Анны Сниткиной, на которой впоследствии женился.

Стоит отметить, что искусство до сих пор влияет на азартные игры, так производители игровых автоматов вдохновляются художниками и писателями, создавая уникальные слоты.