Мазут: остатки от переработки нефти

Мазут: остатки от переработки нефти

Процесс перегонки нефти в нефтепродукты очень похож на самогоноварение: только вместо бражки – сырая нефть, а вместо самогона – различные нефтепродукты, от керосина – до дизельного топлива. Мазут – это вещество, которое остается после того, как все легкие фракции, выкипающие при температуре до 360 градусов, уже выделены из нефти. Своего рода остатки браги, после перегонки.

Для чего используют мазут?

Сфера применения данного вещества достаточно широка:

  • В ЖКХ и на промышленности – для отопления. Мазут хорошо подходит для промышленных печей и котельных установок, обеспечивая высококалорийное горение и относительно дешевый источник тепла. Особенно экономичны капельные котлы, которые расходую мазут буквально по капле. Топочный мазут – почти такой же распространенный энергоноситель, как уголь.
  • На флоте (так называемый «флотский мазут») – в качестве топлива для двигателей военных и гражданских судов. Для флотского мазута существуют более строгий контроль состава, чтобы исключить загрязнение окружающей среды. К примеру, по данным компании Юнитрейд, для военных судов Балтийского флота допускается использование мазута с содержанием сернистых веществ не более 1% от объема (подробнее – тут unitreid-group.com)
  • В химической промышленности – для дальнейшей перегонки. В процессе крекинга и дальнейшей дистилляции при температуре до 500 градусов получаются смазочные масла, моторные топлива и прочие нефтепродукты.
  • В строительстве – для производства гудрона и битума. После всех возможных этапов перегонки и крекинга мазута последним веществом в цепочке становится битум, - материал, применяемый для гидроизоляции кровли, а также для ряда других строительных задач.

Мазут мазуту рознь

Следует понимать, что «мазут» - это общее наименование для целой группы веществ, как и «бензин» может быть и АИ-98, и АИ-60. Этим объясняется широкий разброс физико-химических свойств данного вещества. Итоговые параметры мазута зависят как от состава исходной нефти, так и от методов перегонки и переработки этой нефти.

С практической точки зрения важной характеристикой мазута является зольность. Из-за высокого содержания соединений кислорода с катионами металлов при сгорании мазута образовывается зола, которая может повреждать оборудование, ускорять его износ и стимулировать коррозию. Потому для флотского мазута подходит только сырье с минимальной зольностью.