В Национальном музее Адыгеи открыли проект, посвящённый адыгским игрищам

Республика Адыгея > Культура > 19.05.2016
В Национальном музее Адыгеи открыли проект, посвящённый адыгским игрищам

Как сообщают в министерстве культуры Адыгеи, в местном Национальном музее стартовал новый уникальный проект, посвящённый духовному наследию адыгов. Выставка, названная «Духовное наследие в художественном и историческом пространстве адыгов», призвана сохранить и донести до широкой публики адыгские обычаи, язык, традиции, знания, навыки, ремёсла, музыку, танцы, устный эпос, игрища, ритуалы, мифологию, а также различные формы коммуникации, представления о мире и о себе у древнего народа. Представители Национального музея Адыгеи подчёркивают, что указанная задача является одной из ключевых в деятельности культурного учреждения.

Новая экспозиция музея позволит в новом свете увидеть ряд главных элементов духовной культуры адыгов. Центральную часть выставки посвятили джэгу – традиционному адыгскому игрищу. Его специалисты называют одним из самых значимых явлений древней черкесской (адыгской) культуры. Плясовой круг для джэгу расположили в середине выставочного зала. Вокруг него, как и в давно ушедшие времена, сосредотачиваются все прочие элементы, а именно экспонаты, информационное сопровождение, предметы материальной культуры.

Организаторы экспозиции предполагают, что через различные предметы, характеризующие материальную культуру адыгов, удастся донести до посетителей старинную систему принципов, норм и правил, сложившихся в течение многих веков в ходе организации празднеств. Посмотрев на музыкальные инструменты, древние женские и мужские праздничные национальные костюмы, различные атрибуты игрищ, зритель сможет постигнуть поэтику действий, сюжет и смысл исторических церемоний и обрядов.

Особую роль в новом проекте отвели полотнам известных адыгских художников. Каждая из картин, представленная на выставке, имеет глубочайший философский смысл, наполненный надеждами на национальное духовно-нравственное возрождение. Стоит отметить, что все мастера в создании своих полотен опирались на знания фольклорных традиций черкесов, аккумулировавших в себе и транслировавших в течение многих веков основные духовно-нравственные ценности и ориентированных на воспитание молодёжи.

Ещё одной своей задачей авторы выставки посчитали противостояние угрозам фальсификации некоторых адыгских обрядов, поскольку многие творческие коллективы в ходе организаций празднично-обрядовых театрализованных действий используют слишком вольные, обобщённые трактовки фольклорных традиций, что может привести к выхолащиванию их глубокого смысла.