Волгоградский бизнес под гнетом кризиса: надежда есть

Волгоградский бизнес под гнетом кризиса: надежда есть

В марте 2015 года Фонд «ИЭСИ» провел исследование, посвященное приспособлению компаний из Волгограда к нынешней сложной экономической ситуации и возможностям выживания бизнеса в условиях спада и сокращения потребительского спроса. Информацией поделились более 100 собственников и руководителей компаний малого и среднего бизнеса.

Абсолютное большинство (более 70%) фирм признают наличие кризиса, но не сравнивают его с ситуацией 2008-2009 годов, когда многие вынуждены были обанкротиться и уйти с рынка. Нынешняя ситуация отличается тем, что компании пытаются держаться максимально долго, сохраняя персонал и наработанную базу клиентов.

60% опрошенных руководителей заявили о том, что они, находясь в зависимости от импортных товаров и курсов валют, были вынуждены проиндексировать отпускные цены. Оставшиеся отмечают свои возможности по сохранению текущего уровня цен за счет смены поставщиков и сокращения затрат, что в будущем может дать конкурентные преимущества.

Со стратегической точки зрения среди волгоградских предпринимателей намечается три линии поведения:

• Пятая часть опрошенных оценивает состояние дел как плохое, прогнозируя еще большее ухудшение по итогам года. При этом 8% руководителей планируют сокращение производства или закрытие бизнеса.

• 59% представителей волгоградских компаний, несмотря на проблемы, связанные с ростом инфляции и снижением спроса, считают положение приемлемым и выходить из бизнеса не собираются. Однако они допускают возможность сокращений персонала, отсутствия индексации зарплаты и снижения затрат, не являющихся жизненно необходимыми.

• Самые оптимистичные предприниматели, составившие 29% опрошенных, ожидают, что текущий год станет для них удачным и прогнозируют позитивное развитие бизнеса. Предвидя возможные сложности, они приняли меры уже к началу года, переориентировавшись на отечественных поставщиков, оптимизировав работу персонала и выведя на рынок дополнительные товары и услуги. Поэтому в 2015 году такие компании планируют расширение бизнеса и борьбу за новых клиентов. При этом большинство руководителей планирует увеличить затраты на маркетинговые мероприятия, а пятая часть – провести индексацию зарплат без сокращений персонала.